Все знания об окружающем мире мы получаем с помощью наших органов чувств. Насколько мы им можем доверять? Не обманывает ли нас, например, наше зрение?

За долгие годы ученые придумали и построили много обманчивых картинок, наглядно демонстрирующих, сколь ограничены возможности нашего глаза. Посмотрим вместе на картинки на рисунках 1-5.

   

При взгляде на рисунок 1 кажется, что вертикальная линия длиннее горизонтальной, хотя в действительности обе они имеют равную длину.
На рис. 2 обе линии имеют одинаковую длину. Стрелки создают обман зрения (зрительную иллюзию). Кажется, что один отрезок длиннее другого.
Точкой А на рис. 3 помечена середина отрезка. Иллюзия того, что длины его правой и левой частей разные, создается стрелками на концах.
Как ни трудно в это поверить, длина АВ рис. 4 равняется длине АС и окружности в центре левой и правой фигур на рис. 5 равны.
ЗРИТЕЛЬНЫЕ ИЛЛЮЗИИ (обманы зрения) - систематические ошибки зрительного восприятия, а также различные искусственно создаваемые зрительные эффекты и виртуальные образы, основанные на использовании особенностей зрительных механизмов.

И С П О Л Ь З О В А Н И Е   З Р И Т Е Л Ь Н Ы Х   И Л Л Ю З И Й

С давних пор люди не только поражаются обманам зрения и забавляются зрительными иллюзиями, но и сознательно используют их в своей практической деятельности. Уже тысячи лет зрительные иллюзии используются в архитектуре. Например, для кажущегося увеличения высоты и площади залов. Еще более эффективно зрительные иллюзии используются в изобразительном и цирковом искусстве. Зрительные иллюзии стали основой кинематографии и телевидения, учитываются в полиграфии и в военном деле. Создаваемая при помощи технических средств виртуальная зрительная реальность занимает в жизни современного человека огромное место и тесно переплетается с действительностью.

Например, иллюзию контраста успешно используют в дизайне костюма. В большой шляпе голова будет казаться меньше, чем в маленькой; тонкая шея, окруженная широким вырезом горловины, будет казаться еще тоньше, худая рука в широком рукаве - еще уже, а сильно затянутая талия при широких бедрах сделает их еще шире.

Если вы собрались делать ремонт, то оптические иллюзии помогут вам в сделать потолки выше, зрительно расширить площадь комнаты и т.д. Использование вертикалей (обои в полоску) в декоре стен зрительно увеличивает высоту помещения. Этот же эффект сохраняется, если вертикаль присутствует в виде вертикально вытянутых картин, в вертикальной форме светильников, вертикальном расположении полос в обивочной ткани.
П О П Р О Б У Й   И Л Л Ю З И Ю    С А М

Плавающий палец.
Что вам нужно: две руки, два глаза. Сведите две руки на уровне ваших глаз. Сведите два указательных пальца друг на против друга, как показано на картинке справа. Оставьте небольшое расстояние между пальцами. Сфокусируйте взгляд не на пальцах, а на чем-нибудь удаленном, например, на стене. Вы увидите третий палец, между двух указательных! Если не получилось, попробуйте приблизить немного пальцы к вашим глазам. Попробуйте проделать этот же эксперимент, когда пальцы касаются друг друга.

Зрительные иллюзии разнообразны по своему характеру и по причинам, лежащим в их основе. Посмотри на примеры зрительных иллюзий.


Ну-ка, подсчитай,
сколько ног у этого слона?


Удивительные сиденья!


Это осёл или тюлень?


Квадрат, которого нет.



Цвет более насыщеный,
если фигуры окантованы чёрным.






Смотрите не отрываясь на крестик.
Увидели зелёные пятна? А ведь ничего зелёного тут нет.



Круги находятся на одной прямой.



Кстати, вкусовые, слуховые и тактильные ощущения также могут порождать иллюзии:
сладкие напитки постепенно начинают казаться менее сладкими; если опустить руку сначала в ледяную воду, а потом сразу в теплую, то она покажется горячее, чем на самом деле; если в течении нескольких минут подержать в руках тяжелый предмет, то после этого другой, более легкий предмет покажется нам почти невесомым.






Сколько тут лиц?
Одно? Два? А может быть три?


Использование зрительных иллюзий:















Какая из фигур больше?

Они одинаковые!



При движении возникает иллюзия глубины.


© Епифанова Т.Н.

2010 - 2011 учебный год

МОУ СОШ № 5

Хостинг от uCoz